Что такое мифы?

Share:

В прошлый раз речь шла о понятии пропаганды: что это такое, какова история вопроса. На очереди у нас понятия мифа и стереотипа. Рассмотрим сегодня, что такое миф. 


Миф - понятие древнее. Издавна этим словом принято называть древние народные сказания о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы.

В современном обществе понятия мифа стали использовать несколько иначе, а именно - им обозначают недостоверную, искажённую информацию. Почему же в современном буржуазном обществе так распространена практика использования этого древнего понятия - мифа?

В основе совремнного использования понятия миф лежит опора на неосознаваемые явно аудиторией информационные структуры. Поэтому аудитория не может их отвергнуть. Мифы аппелируют не к разуму, но к чувствам. Поэтому мифологизация - один из мощнейших инструментов управления сознанием общества. 

Как это работает сегодня?

Современный миф часто принимает формы, которые описывают совершенно типичные будничные события. Но при этом он во многом активно опирается на определенные нетипичные ситуации, внедренные в современность. К примеру, рассказ об удачном бизнесмене, политике или актёре опирается на всем хорошо известную мифологическую структуру перехода в иное состояние, частным примером которого может служить, скажем Золушка.

Бринти Спирс
Американская певица Бритни Спирт - дочь повара и учительницы


Условно “из грязи в князи”. То есть, когда герой повествования из состояния самого обычного простолюдина (по сути любого из нас) переходит в состояние «князя». В США это называется “американская мечта”, когда простая деревенская девчонка из неблаполучной семьи становится мировой поп-дивой, а паренек, росший с отчимом-пьяницей выбивается в президенты.

Кто смотрел фильм “Ландыш серебристый”, возможно, вспомнит как продюсеры молодой певицы сочиняли для неё легенду, миф, чтобы привлечь внимание аудитории.

Пусть она была с детства немая! Пошла в лес, заблудилась, гром, молния... бац! Заговорила! А потом ещё и запела. Добавить сюда астральной байды и это расширит число изданий, которые можно использовать в работе

Фильм Ландыш Серебристый

Фрагмент из фильма "Ландыш серебристый"

Другой приём основан на диалектической модели двойного отрицания “из князя в грязи и обратно”. Характерный пример - Борис Ельцин. Прежде, чем снова подняться на «Олимп» власти, ему, снятому и гонимому, легче удалось завоевать голоса своих избирателей. По этой же модели двигались и советские диссиденты, когда шли в народные депутаты. На том же принципе основано и присвоение уже в буржуазной России чинов князей и графов.

Успех использования мифа в целях пропаганды в том, что он задействует уже имеющееся у аудитории знание и работает лишь на его усиление. Вспоминаем теорию минимального эффекта. Зёрна пропаганды падают в благодатную почву. Новая история накладывается как калька на хорошо всем знакомую схему. Поэтому миф о Золушке идентичен мифу о чистиль­щике сапог, ставшем миллионером.

✅ Ещё один важный плюс мифа в том, что он может использоваться бесконечно. Меняются всякий раз лишь незначительные детали. То есть, перед нами вариант мифологической действительности, к которой благоприятно расположено массовое сознание. Причем этот универсальный приём работает во всём мире.

Несмотря на то, что каждый такой случай Золушки - является исключением из правил, люди легко в него верят.

Главное - наличие героя, способного нарушить запрет, погружение его в особые обстоятельства. Трудно быть героем, сидя в кабинете и подписывая бумажки. Именно поэтому политтехнологи-пропагандисты погружают Президента России в кабину сверхзвукового самолета, на борт авианосца - туда где он мог бы проявить свои геройские качества. И даже когда пытаются по американскому лекалу сделать из него “простого парня”, скажем на рыбалке, то он как герой не может не поймать самую большую рыбу, а ныряя с аквалангом - не добыть древнюю амфору.


Путин и амфора

Таким образом нам показывают, что это человек необычный по своим качествам, особенный, очевидно, лучший из нас. Отсюда происходит и убеждение о том, что если не ОН, то КТО? Именно использование мифа, который накладывается на хорошо известные с детства легенды, крепко сидящие у нас в сознании, делает этот миф трудно опровержимым.

При этом мы, как правило, не помним никаких слов, у нас в памяти остаётся лишь эмоция. Аппелирование не к разуму, но к чувству.

Любой миф, в основном, отражает противоборство добра со злом, героя и негодяя, например, патриота Родины с нацпредателем, противоборство хорошего президента и плохого правительства. Вы сами прекрасно найдете массу примеров из сегодняшней пропаганды, которые используют в качестве фундамента преймущества мифа.

Причем, приём этот доносится до сознания аудитории совершенно различными путями - это не обязательно газетные статьи, радиопередачи или телепередачи.

Мощнейший инструмент влияния на массовое сознание, достойный отдельного большого разговора - это кино. Самое массовое из искусств.

Например, в третьей части фильма о мушкетерах к одной из песенок Леонид Дербенёв написал такой текст:

Ах, короли, короли, короли,
Свет и надежда народные,
Как же купцы-хитрецы провели
Вас, короли благородные.

Фрагмент из к/ф "Тайна королевы Анны"


Вот яркий пример хорошего царя, якобы, луча света для народа и - плохих бояр. Обратите внимание, как живуч этот миф, который легко применяется как к событиям времен королевских мушкетеров во Франции, так и в сегодняшней России.

Психологически миф - это доступный всем от­вет на важнейшие проблемы. Он спасает и ограждает, помогает людям не потерять веру в разум­ность бытия.

И поскольку человек стремится в этот «огражденный мир», ему активно стараются помочь. Когда же невозможно сделать это реально, это делается символически, например, «Каждой семье — отдельную квартиру к 2000 году».

И это не ложь в чистом виде, так как речь идет или о далеком будущем, или о далеком прошлом, если речь идёт о вопросах истории. Включаем любой телеканал, любую разговорную радиостанцию и слышим массово эти приёмы каждый день!

Подведём первый итог.

Характеристики современных мифов

Неопровергаемость.
Их принципиально нельзя опровергнуть, можно только подтвердить новым примером. Они часто из другой точки пространства и времени, — многое невозможно проверить лично (обладает ли Ирак ядерным оружием или нет, например), и люди вынуждены верить сообщениям прессы.

Простота.
Мифологическая конструкция должна быть проста и понятна подавляющему большинству аудитории.Независимо от степени образованности и эрудированности. Вы можете быть вовсе неграмотным, ведь буржуазное общество этого не боится. Главное - что вы восприимчивы к мифу.

Неосознаваемость.
Для мифов характерна определенная узнаваемость — это не новая информация, а реализация уже известной схемы. Часто под эту модель мы даже начинаем подгонять действительность. Например, крушение поезда и гибель людей превращается в подвиг машиниста (отсылаю к замечательному фильму В.Абдрашитова “Остановился поезд”, когда из-за нарушения правил безопасности - один башмак вместо двух - покатились с горки железнодорожные платформы, и вместо того, чтобы навести порядок и наказать виновных, погибший машинист объявляется героем, ему возводят памятник).

Это может быть подвиг стрелочника или, в крайнем случае, бригады врачей, спасавших жизнь потерпевшим. Мифологическая коммуникация опирается на неосознанные, но изначально воспринимаемые образы, которые формируются в детстве и по жизни, где заложены четкие модели поведения, связаные с персонажами мифов (например, Прометей, Илья Муромец, Данко и т.д.).

Фрагмент из х/ф "Остановился поезд", реж. В.Абдрашитов

Фрагмент из х/ф "Остановился поезд", реж. В.Абдрашитов

Типичным примером сегодняшнего дня является, например, расплывчатое слово «реформы», которое даже трудно визуализировать, т.е. понять, что именно дол­жно за этим стоять.

Семейные стереотипы - отдельная тема: как должен вести себя мужчина, как женщина, как ребенок.


Миф и реклама

И ещё пару слов об использовании мифа в рекламе. Очень эффективно используются, потому как у мифа и рекламы есть немало общего:

✔ апелляция скорее к эмоциям, чем к разуму (и миф, и реклама должны не пониматься умом, а нравиться, бередить сердце, вызывать приятные ассоциации, желания)

✔ стимуляция правильного (в мифе) или престижного (в рекламе) поведения, потребления, об­раза жизни и т.п.

✔ ориентация на эталонные образцы поведения, потребления и т.п.

✔ манипуляция сознанием, миропредставлением и ценностными ориентациями людей в интере­сах сказителя мифа или заказчика рекламы

✔ наделение ценностным содержанием того, что слушателю (зрителю, потребителю) рекомендуется как единственно правильный выбор

✔ апелляция к авторитету мифологического героя или демонстратора рекламы. Именно поэтому для рекламы часто привлекают известных людей - актеров, музкантов, политков

✔ иллюзия приближенности к жизни, акцент на том, что так поступают все (как мифологический герой или демонстратор рекламы).

Например: “Обычный порошок отстирывает плохо, а порошок фирмы N - в два раза лучше!” Таким образом, создается миф о необычных свойствах стирального порошка фирмы N. Обычная вещь приобретает магические свойства. Миф начинает работать.

Вот основные свойства и приёмы использования мифов.

❗ Будет интересно, если вы приведёте свои примеры, поделитесь своими наблюдениями, как в сегодняшней пропагнаде используется понятие мифа.

В следующий раз поговорим ещё об одном приёме в манипуляции сознанием - использовании понятия “стереотип”.

Всего доброго и будьте бдительны!


 

Комментариев нет