Феномен авторитета

Share:

Сегодня речь пойдёт о феномене авторитета, понимание которого объясняет многие странности в поведении людей. Это действия людей, часто необдуманные и бессмысленные, подчиняются указаниям некого индивида, который для них является авторитетом.


После получения какого-то информационного сообщения человек не сразу решает принять или отвергнуть его. Сознательно или подсознательно он ищет совета у окружающих его людей и, прежде всего, у т.н. "лидеров мнения" его группы.

Лидеры мнения - это высокоавторитетные члены группы, мнения и советы которых по определенным вопросам имеют особую ценность для других. Сегодняшняя пропагандистская машина устроена таким образом, что задающие повестку дня СМИ, тут же дают ответы для каждой группы аудитории - левый, правых, центристов, патриотов, либералов, молодых, пожилых, мужчин, женщин и т.д. Трансляторами этих ответов как раз и являются т.н. “лидеры мнений”. Они играют решающую роль в формировании отношения основной массы к проблеме, заданной певестки дня.

Это явление нашло отражение в модели двухступенчатого потока коммуникации, разработанной в середине 50-х годов в США Полем Лазарсфельдом. Он предложил двухступенчатую модель пропагандистского процесса, где сперва сообщение передаётся от источника к авторитетам микросоциального уровня, которые как раз и позиционируются как “лидеры мнения” или посредники, а затем уже информация от лидеров мнений распространяется среди отдельных членов этих микросоциальных групп.

Таким образом, чтобы сформировать мнение широкой аудитории по какому-либо вопросу, достаточно обработать всего 10% её членов, то есть тех самых лидеров мнений, которые и протранслируют сообщение на массовый уровень. В качестве таких посредников в различных ситуациях и для разных социальных групп могут выступать общественные, политические, религиозные деятели, деятели культуры, науки, искусства, спортсмены, военные и т.д.

В психологии это называется "фиксацией на авторитетах". Данная технология приводит к тому, что люди отучаются думать сами и, в основном, их «образование» сводится к заучиванию списка фраз или высказываний этих самых авторитетов с их “гениальными мыслями”, в лучшем случае, с последующим их комбинированием.

Обратите внимание, как часто мы читаем в комментариях или слышим в разговоре с приятелями нечто типа “как сказал такой-то” или “как учит нас тот-то” или по словам “такого-то”… Иногда люди просто цитируют хлёсткие фразы людей из телевизора - политиков, экспертов, журналистов - выдавая их за свои. Дело в том, что большинство людей склонны к подражательному поведению, ориентируясь в своих поступках на действия авторитетных для них лидеров мнения. Им свойственно брать пример с тех, кого они уважают и кто для них является лидером. Поэтому выбор известных людей для программ пропагандистского характера обусловлен тем, что они имеют широкую аудиторию почитателей. Причём, эти почитатели (в спорте или искусстве их ещё называют фанатами) не склонны утруждаться оценкой компетентности своих кумиров не только в политических, но и других вопросах, по которым они дают свои оценки.

Вспомните, как часто журналисты распрашивают музыкантов о политике, актёров об истории, медика об экономике и т.д. Для того, чтобы общество смогло идентифицировать лидеров мнений, их снабжают необходимыми ярлыками, например, «общеизвестный», «знаменитый», «признанный». Например, если известный ведущий телешоу перед тем как предоставить слово очередному лидеру мнений представит его как выдающегося философа и аналитика современности, слова этого аналитика уже будут иметь бОльший вес для аудитории.


Обратите внимание, как на телеэкране в подобных шоу выглядят и ведут себя те, мнение которых должно быть навязано широким массам. Как правило, это чёткая , убедительная речь, кажушиеся твердыми аругменты, уверенность и даже какая-то эмоциональная заразительность. Те же, кому в этом театре отводится роль проигрывающего меньшинства, чаще всего что-то невнятно блеют, не вызывают доверия, словом имеют бледный вид мальчиков для битья. Герои же публично и успешно расправляющиеся со своими оппонетами, набирают в свою авторитетную копилку ещё больше очков и постепенно становятся буквально законодателями мнений среди своей общественной группы.

Когда человек столкивается с чем-то новым, необычным для него или сомнительным, первым делом вопрошает «а где это написано?» Или "кто это сказал"? Постепенно перерастающее в "а ты кто такой"? Соответственно, воспитывается неприятие любых идей, не подкреплённых ссылками на санкционированные обществом авторитеты. Противостоя любым альтернативным идеям, наше сознание постепенно приобретает некий «код защиты от несанкционированного доступа», проявляющийся в резком, болезненном неприятии идей, противоречащих ранее запрограммированным представлениям. Мы не готовы принять или даже попытаться осмыслить иную модель развития социальной системы. А порой даже отказываем индивидуму в праве иметь собственную точку зрения, отличную от привычной нам.

Наверняка вы замечали, как оппонент в спорах, которые сегодня часто происходят в виртуальном пространстве, не готов не только согласиться с вашим взглядом на события, но и отказыват вам в праве иметь такой взгляд.

Вот эта специфическая настройка восприятия приводит к запиранию человека в своём гетто, в пространстве некой секты, где по всем вопросам - все свои. Мы становимся закрытыми для новшеств и для всего, что не вписывается в текущую концепцию общества.

Спасибо, что дочитали. Будьте бдительны!


 

Комментариев нет