Что такое стереотипы?

Share:
Мы уже разобрали понятие мифа, каковы его свойства, как в современной пропаганде используют миф. Сегодня несколько слов о понятии “стереотип”. Методология наделения свойствами и механизмы использования стереотипов и мифов во многом схожие, поэтому рассмотрим кратко.

Слово стереотип — греческое, составное. Стерео означает «твёрдый», типос - отпечаток. Это слово было заимствовано из полиграфии. Стереотипами назывались раньше типографские формы, в которых печатался тираж газеты, журнала или другой печатной продукции. Считается, что в политический оборот термин стереотип ввёл в 1922 году американский журналист и социолог Уолтер Липпман.

Уолтер Липпман (1889-1974) — американский писатель, журналист, политический обозреватель, автор оригинальной концепции общественного мнения.

✅  Под стереотипом У.Липпман понимал упрощенное до однозначности, предвзятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека.

Они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воспринимаем в своей памяти, - говорит Липпман

Вспоминаем, что такое миф. Похоже, правда?
Понятие “стереотип” прочно вошло в обиход российской политологии и журналистики. Стереотипы активно используются с целью создания устойчивых взглядов, определяющих отношение к некоторым людям, идеям, предметам.

Иными словами, стереотип - это ярлык, который навешивается на определенного человека или группу людей. 

Примеры стереотипов

✔ Например, “Сталин-диктатор”. Мы получаем заданную оценку, которая раскрывается только в мифе о Сталине-диктаторе. Либо другой стереотип: “Ельцин-демократ”. Понадобилось время, чтобы этот стереотип был сломлен, но на определенном этапе он стал решающим при борьбе за голоса избирателей.

✔ Ещё пример из области политики. В современной истории был создан стереотип о льготах для верхушки КПСС, и тот же Ельцин набрал политические очки как борец с привилегиями. На деле же это была борьба за привилегии, за власть, а не за народное счастье. Созданные средствами массовой информации стереотипы и мифы о Ельцине-борце одурманили народ и сыграли не последнюю роль в разрушении Советского Союза.

✔ Другой стереотип - Советский Союз «помер сам» из-за неэффективности по сравнению с капитализмом/либерализмом. Эту побасенку мы слышим по сей день на главных теле- и радиоканалах страны. «Запад нас спасет», «Капитализм — лучший из миров», «Фермер нас накормит», «альтернативы капитализму нет», «частная собственность — гарант процветания общества», «колхозы — социалистический рудимент» и т.д. примеры можете легко вспомнить сами.


Борис Ельцин (1931-2007). Президент РФ в1991-1999 гг.

Бытовые стереотипы

Вообще стереотипы отличаются эмоциональной окрашенностью и чрезвычайной устойчивостью. Можем взять более бытовые примеры стереотипов. Мужчинам нужен секс, женщинам - любовь. Мужчины полигамны, женщины моногамны. И хотя практических примеров, что это заблуждение, становится больше с каждым днём - стереотип по прежнему устойчив. Причём, это отражается не только во мнениях, но и на практике. Женщина должна быть ухоженной и хорошо пахнуть, а настоящий мужик - чуть симпатичнее гориллы, иначе он уже не мужик. До сих пор в провинциальных городках парень с серьгой в ухе может запросто схлопотать по физиономии от местной гопоты, за то, что “педик”. Впрочем, не только в провинции и не только за серьгу... 

Гендерные стереотипы очень сильны
Гендерные стереотипы очень сильны и устойчивы

Стереотипы того, как должны быть одеты мужчины и женщины сильнее любого закона, хотя нигде не прописаны. Они сидят внутри, в сознании людей. Вообще стереотипы касающиеcя гендерных ролей - это отдельная большая тема, быть может мы коснемся ее в другой раз.

Можно привести примеры этнических стереотипов, которые и вовсе закреплены в пословицах и поговорках: китайская грамота, уйти по-английски, немецкий порядок, английский джентльмен и так далее. Стереотипы наций друг о друге - это большая тема для отдельного исследования.

СМИ и стереотипы

В наше время главными поставщиками мифов и стереотипов являются СМИ. Поэтому государство стремится контролировать их, чтобы влиять на процесс мифотворчества. Обыденное сознание соткано из мифов и стереотипов. И этим пользуются политики, партии, различные объединения, рекламисты, пиарщики, политтехнологи для манипуляции общественным сознанием.
Использование совпадения интересов, внешнее сходство события с внушением, увязка новых стереотипов со старыми; приём подмены стереотипов; смещение фокуса внимания; выпячивание чувств отдельных групп, стимулирование столкновений - всё это делается с помощью специальных технологий.


В условиях переизбытка информации становится проблемой её отбор


В современных условиях переизбытка информации коммуникатор вынужден бороться за любое пусть и мимолётное внимание аудитории, а это вынуждает его сводить большую часть информации к её простейшим элементам. Аудитория же из-за дефицита времени на потребление информации, чтобы «переварить» всё в деталях, требует упрощенной версии.

Необходимость обеспечения оперативности и максимального воздействия на аудиторию приводят к тому, что журналисты отдают предпочтение зрелищным или сенсационным событиям, «вырывают» их из широкого контекста.

Люди, получающие сообщения, вынуждены трактовать их с учетом привычных механизмов политических решений и существующих стереотипов.

Это общая картина. Но есть и другие факторы. Плоская, одномерная трактовка событий и явлений вступает в противоречие со свойственным человеку ощущением сложности и многомерности мира, вызывая у него сопротивление и недоверие. Поэтому СМИ зачастую стремятся создать иллюзию вовлечения человека в деятельность. Иллюзию выбора, иллюзию свободы мнений и действий.

В нашей стране резкий всплеск насаждения мифов и стереотипов наблюдался во времена горбачевской “перестройки” и “гласности”. В результате мифотворчества был сформирован идеал благополучного западного общества и никчемности всего советского. Итог - разрушение СССР, дикий капитализм, обнищание трудящихся масс, хаос в экономике.
 

Монополия над умами

Так называемая “элита СМИ” располагает монопольной властью над средствами массового публичного самовыражения. От частоты мелькания в СМИ зависит известность и общественное признание. Французский социолог Пьер Бурдьё говорил:

…они обладают возможностью навязать свои принципы видения мира, свою проблематику, свою точку зрения всему обществу
Пьер Бурдьё
Пьер Бурдьё (1930—2002), французский социолог, этнолог, философ и политический публицист

Можно сказать, что журналисты и руководители СМИ владеют правом последней инстанции. Они оставляют для трансляции вовне лишь то, что соответствует их категориям, их видению мира, оставляя без внимания прочие события и процессы, заслуживающие внимания всех.

Выводы

Сегодня новости в СМИ представляют собой политический продукт. Они формируют картину мира телезрителя. Подбор новостей, их подача и интерпретация формируют отношение к происходящему, задают оценки людям и событиям.

Новости предоставляют огромные возможности для манипулирования телеаудиторией. Они являются эффективным инструментом политического и экономического влияния.

Современные телевизионные новости во многом по сути - это мифы. Они основаны на реальных событиях, но не всегда являются зеркалом реальности. Факты - лишь повод, отправная точка для формирования телевизионного мифа. Люди склонны верить увиденному, поскольку визуальный канал восприятия интуитивно кажется наиболее достоверным. Вспомните поговорку: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы видим то, что телевидением строго дозируется и отбирается.

Удачи всем и будьте бдительны!
 

 

Комментариев нет