Пропагандистские ловушки

Share:
Ознакомившись с характерными приёмами пропаганды, можно перейти к наиболее распространённым журналистским уловкам, направленным на создание у аудитории того или иного взгляда на события. Важно научиться опознавать такие ловушки, чтобы в них не попадать.
В основе всех приёмов и уловок, о которых пойдёт речь, лежит один и тот же механизм, цель которого - не допустить критичность восприятия пропагандистского сообщения.

Эмоциональный резонанс

Способ создания у широкой аудитории определенного настроения с одновременной передачей пропагандистской информации. Эмоциональный резонанс позволяет снять психологическую защиту, которая у человека существует. СМИ всегда пытаются вызвать у широкой аудитории сильные эмоции.
Простой пример: обратите внимание на те интонации, с которыми радио- или телеведущие зачитывают нам информацию о событиях в стране и в мире. Когда речь идёт о трагических событиях, интонации, обычно, взволнованные, может выражаться негодование в адрес виновников. Если же, к примеру, следом за этим идёт сообщение об очередной встрече главы государства с кем бы то ни было, картинка мгновенно преобразится, а голосе диктора зазвучит "конструктивный оптимизм" и уверенность в счастливом будущем нации.

Федеральные канал рассказывают об оппозиции с нотами пренебрежения, либеральные СМИ - наоборот, называют своих героев исключительно по имени отчеству, а про коммунистов, например, говорят сквозь зубы и с усмешкой.

Таким нехитрым способом можно формировать эмоциональное отношение массовой аудитории к тому или иному событию.

Другой пример эмоционального резонанса - многочисленные телесериалы, и ток-шоу. Обратите внимание на тот высокий эмоциональный накал, на котором протекают подобные действа. Герои сериалов постоянно выясняют отношения на повышенных тонах, бурно проявляют свои эмоции, таким образом зритель удерживается в постоянном эмоциональном напряжении: "А что же будет дальше?"

Профессионально подготовленные участники ток-шоу, играющие роль "простых людей с улицы", рассказывают свои "жизненные истории" ярко и эмоционально, постоянно норовя свести счеты со своими обидчиками в "прямом эфире". Едва ли не обязательный элемент таких телешоу - драка или бурное выяснение отношений, призванное эмоционально "завести" зрительскую аудиторию, зацепить ее за живое.
Цель - создание у зрителей эмоциональной зависимости. Привыкнув получать дозу острых эмоциональных переживаний из данного источника, человек и в будущем будет отдавать ему предпочтение. Таким образом телевизионные боссы сколачивают себе постоянную аудиторию сериалозависимых, шоузависимых и т.п.. А постоянная аудитория - это уже товар, который можно очень выгодно продать рекламодателям.

Психологический шок

Разновидность использования эмоционального резонанса, доведенного до пикового уровня называется психологический шок.

Когда это необходимо, СМИ вводят зрелище смерти в каждый дом и в огромных количествах. Мы видим изображения убитых людей крупным планом, обгоревшие трупы жертв катастроф и терактов. Делается это для того, чтобы под прикрытием шока внушить чисто политические идеи. Шок снимает психологические защиты, и пропагандистская информация беспрепятственно проникает в наш мозг.
Исследования показали, что видеоряд последствий войны оказывает сильнейшее воздействие на подсознание, и восстанавливает общественное мнение против стороны, совершившей акт разрушения.

Обратите внимание, как СМИ наводят ужас при каждом теракте и как быстро после этого правительство принимает целый пакет законов, ограничивающих права и свободы обычных граждан. При этом на самих террористов, как правило, данные законы никакого эффекта не производят. И действительно как можно напугать террориста смертника - угрозой смертной казни?

Многие приёмы создания у медийной аудитории нужных настроений были отработаны в Германии в период Второй мировой войны и незадолго до её начала. В частности, в радиопередачах использовались приёмы звукового воздействия, искусственно усиливающего агрессивные переживания. Все речи А. Гитлера сопровождались музыкой из опер Вагнера, оказывающей гнетущее впечатление на слушателей: тяжёлая, сложная, она создавала ощущение надвигающейся нацистской военной машины, способной раздавить человека, и носила угрожающий характер. Для нагнетания массового психоза проводилась трансляция по радио парадов, маршей, митингов.

Констатация факта

Желаемое положение вещей подаётся СМИ? как свершившийся факт. Это основано, по сути дела, на гипнозе аудитории - вбиваются гвозди в несуществующий гроб.

Примеры:
- деятельность оппозиции направлена на государственный переворот;
- рейтинг президента достиг максимального значения за последние 2 года;
- фракцию аграриев в парламенте покидает всё больше и больше депутатов;
- КПРФ стремительно теряет своих сторонников. За прошедший месяц его электорат сократился на столько-то процентов.

 
Этот приём используется для создания соответствующих настроений в обществе. А поскольку, как мы уже знаем, люди мыслят стереотипами ("дыма без огня не бывает", "раз об этом все говорят - значит так оно и есть"), у человека искусственно создается ощущение себя в меньшинстве. В результате он становится безынициативным, отдавая приоритет тому, кого он считает представителем "большинства".

Такого рода пропаганда обычно подаётся под видом новостей или результатов социологических исследований. Этим снижается критичность восприятия - людям трудно понять, что под прикрытием сообщений о событиях в стране и мире им скармливается обычная "деза".


Лидеры мнений

Мы уже говорили об истории развития наук, занимающихся вопросами влияния СМИ на аудитоорию. Ещё в 50-х годах прошлого века ряд ученых пришли к выводу об эффективности использования схемы с т.н. лидерами мнений. Когда те работают на усиление уже имеющихся в обществе установок.

Сегодня лидеры мнений используются для придания авторитетности желаемым сообщениям. Это могут быть популярные журналисты, известные политологи, социологи и прочие.

Как показывает практика, сбросить бремя авторитета - психологически очень трудный процесс. Это легко наблюдать на примере комментариев под статьями или видеороликами, где прямо или косвенно упоминается та или иная известная личность. Начинются жаркие споры, как правило, на эмоциаональном уровне, часто переходящие в грубые оскорбления друг друга. О феномене авторитета мы ещё будем говорить подробно.

Подмена

Приём заключается в использовании благоприятных определений (эвфемизмов) для обозначения неблагоприятных действий и наоборот. Например, погромы называются "демонстрациями протеста", бандитские формирования - "борцами за свободу”.

Вторжение войск в другую страну может быть названо "полицейской акцией", "программой объединённых сил демократии", а последующее убийство граждан - "акцией по умиротворению".

Сегодня подрывные организации, созданные для свержения неугодных политических режимов, получают красивые названия типа "Национальный фонд поддержки демократии", "Международный демократический форум", "Институт открытого общества".

Владимир Соловьёв, один из главных пропагандистов РФ


Когда убивают российских солдат в Чечне - это "борьба за независимость и право народа на самоопределение". Когда бомбят мирные кварталы Донбасса - "это антитеррористическая операция".

Вообще, метод вербальной подмены используется очень широко. Своих называем разведчиками, чужих - шпионами. Когда наши спецслужбы ликвидируют государственных преступников - это вынужденная самооборона, когда их - это грязные политические убийства. Список эвфемизмов можете продолжить сами.

Полуправда

Классический пример применения полуправды активно использовался во времена перестройки. В конце 1980-х годов в союзных республиках рвущиеся к власти партбоссы, активно формировали образ врага. Внедрялась идея: Россия нас грабит.

Эстонцы например, были глубоко убеждены, что именно они кормят весь СССР. Та же идея была очень популярна на Украине, где любили подсчитывать количество областей, "работающих" на обеспечение Москвы продовольствием.
Похожие мифы работали в республиках Средней Азии и на Кавказе. Они активно подогревали национальные движения, охватившие в начале 90-х годов большинство союзных республик.

Действительно, республики отдавали часть своего валового продукта в союзное пользование. Этот факт активно использовался для разжигания недовольства Союзом вообще и Москвой - в частности. Но при этом совершенно умалчивалось то обстоятельство, что союзные республики получали "из центра" никель, олово, кадмий, нефть, газ и другие ресурсы, необходимые для функционирования национальных экономик.

Аналогичная ситауция складывается со странами бывшего соцлагеря, которые активно рвутся в НАТО. Они постоянно напоминают о вассальной зависимости от СССР, но совершенно “забывают” о том, что имели сверхдешевые энергоносители и гигантский рынок сбыта для своих товаров. "Братскую дружбу" с Советским Союзом местные СМИ преподносят исключительно негативно, но взамен теперь выполняют любые капризы и сексуальные прихоти Вашингтона, покупают дорогое натовское оружие, кормят огромную армию натовских чиновников и генералов.

Внутри страны метод полуправды применяется тоже очень активно. Например, власти его используют при очередном повышении цен на коммунальные услуги, пытаясь убедить нас в том, что за свет, газ и воду платить необходимо по мировым расценкам - как платят в Америке или Европе. О том, что тогда и доходы населения нужно увеличить до европейского уровня, деликатно умалчивается.

Отвлечение внимания

Для того,чтобы подавить психологическое сопротивление человека внушению, пропаганду часто комбинируют из развлекательного, информационного и убеждающего компонентов.

В 1960-е годы было обнаружено, что сообщения, направленные против какого-либо мнения или установки, оказываются более эффективными, если в момент их передачи отвлечь внимание получателя от содержания сообщения.


Тогда жа газеты впервые стали применять "калейдоскопическое" расположение материала, разбавление важных сообщений сплетнями, слухами, сенсациями, красочными фотографиями и рекламой. Телевидение стало по новому компоновать видеоряд, точно подбирая отвлекающие внимание образы.

Сегодня практически все новостные телепередачи представляют собой такой калейдоскопический набор. Когда разнообразной информации слишком много, человек оказывается не в состоянии её осмысленно обработать. Поэтому приходится вписывать её себе в сознание, как единое целое, т.е. воспринимать некритично.

Исключительно сильным отвлекающим действием обладают беспрецедентные и непривычные события (убийства, катастрофы, террористические акты, громкие скандалы). Под их прикрытием политики обычно торопятся провернуть все тёмные дела. К технике отвлечения внимания относятся также предвыборные концерты и всевозможные народные гуляния, во время которых эстрадные звезды кричат нам со сцены: "Голосуй или проиграешь!", "Родина в опасности!", "Защитим российскую культуру!"

"Очевидцы" события

Очень эффективный приём, нередко используемый для создания эмоционального резонанса. Опрашивается много случайных людей, из слов которых формируется необходимый смысловой и эмоциональный ряд. Особенно сильный эффект производят кричащие старухи, плачущие дети, молодые инвалиды.


Классическим стал пример времён войны в Персидском заливе. В октябре 1990 года мировые СМИ облетел рассказ пятнадцатилетней девочки о том, что она видела, как иракские солдаты вытащили пятнадцать младенцев из роддома и положили их на холодный пол умирать. Имя девочки демонстративно скрывалось из соображений безопасности её семьи.

Президент США Дж. Буш использовал рассказ о мёртвых младенцах десять раз в течение сорока дней перед началом вторжения в Ирак. Позже выяснилось, что этой девочкой оказалась дочь посла Кувейта в США, члена кувейтской правящей семьи. Ещё позже стало известно, что большинство остальных "свидетелей" были подготовлены и выставлены специально. Но это уже никого не волновало.

Пробные шары

На таком приёме основаны так называемые вбросы, дабы проверить реакцию общества. Для этого на медиа-рынок выбрасывается определённое количество "сенсационных сообщений". Те из них, которые не получают общественного резонанса, снимаются с повестки дня. А наиболее удачные начинают усиленно раскручиваться с помощью подконтрольных СМИ (создается т.н. “информационная волна”).

В мировой практике этот приём обильно применялся во время войны в Югославии. Звучали обинения: "концлагеря", "щиты из живых людей", "массовые изнасилования"...

В практике российской пропаганды мы постоянно сталкиваемся с вбросами - много лет периодически прощупывается отношение общества к перезахоронению тела Ленина.

Потом много лет нам грозили повышением пенсионного возраста. И когда стало ясно, что серьёзных возражений не будет, закон приняли.

Разумеется перечень уловок этим не ограничивается, существует масса приемов, с говорящими названиями такими как:
- упреждающий удар;
- ложная аналогия;
- полная фальсификация;
- искажение цитаты;
- фальшивая объективность;
- забалтывание

и другие.

Мы ещё коснёмся этой темы, когда речь пойдёт о пропаганде в сети Интернет.

Всего хорошего и будьте бдительны!


Комментариев нет