Обзор фильмов Карена Шахназарова

Share:
Карен Шахназаров родился в Краснодаре 8 июля 1952 года. Мать — русская, отец — армянин, — Георгий Шахназаров — участник ВОВ, юрист, политолог, в 70-е годы вместе с Бурлацким, Бовиным и другими привлекался для разработки программы модернизации страны, а в 1992-м - возглавил Центр глобальных проблем Горбачёв-Фонда.

Карен Шахназаров в 1975 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, Дипломной работой стал короткометражный фильм «Шире шаг, маэстро!», снятый по одноимённому рассказу Василия Шукшина. Как нередко бывает, ощущение от дипломных работ такое, будто снимаются они не для зрителя, а для своих старших коллег-преподавателей.

Карен Шахназаров
Карен Шахназаров

«Добряки» (1979)

Первый полнометражный фильм Карена Шахназарова - «Добряки» - увидел свет в 1979 году. Жанр значится как комедия, но смешного тут мало. Проходимец, бездарь и неуч Гордей Кабачков в исполнении Георгия Буркова перед защитой кандидатской диссертации методично обходит каждого, от кого зависит её судьба при голосовании и давя на жалость просит отдать голос «за». И эти ученые мужи, оказываются настолько «добряками», что пройдоха получает ученую степень. Вероятно, философия подобной «доброты» кроется в том, что пожилые люди того времени прошли нелегкую школу жизни, на их молодые годы выпали серьезные испытания; для нового поколения они такой судьбы не желали, потому и шли на уступки.

Фрагмент из фильма "Добряки"

Шантажом и интригами Кабачков занимает руководящее место всего научного учреждения. Это типичный «эффективный менеджер», кои с 90-х годов плодятся в невообразимом количестве. Но как следует из фильма 1979 года выпуска, и в советское время они весьма умели прокладывать себе дорогу наверх, идя по головам товарищей. Эдакие малограмотные мерзавцы, весь талант которых заключается в использовании людей и обстоятельств в своих корыстных целях.

В фильме подробно показано, как поэтапно бездарь пробивает себе дорогу к карьерным вершинам.

К своей первой же полнометражной работе Шахназарову удалось привлечь серьезный актерский состав: Татьяна Васильева, Валентин Никулин, Владимир Зельдин, Валентина Теличкина, Николай Волков-старший, Юрий Гусев.

В фильме в джазовой аранжировке звучит мелодия Марка Минкова, которая станет известной в 1983 году в качестве песни в исполнении Аллы Пугачевой «Ты на свете есть».


«Мы из джаза» (1983)

По словам Шахназарова, главной задачей фильма «Мы из джаза» было рассказать о сложной истории становления джаза в СССР. Однако фильм не столько о становлении джаза, сколько о людях, по настоящему увлечённых своим делом. Путь в большое искусство никогда не был простым, ни в 20-е годы прошлого века, ни сейчас. Эта тернистая дорога через провалы и разочарования может покориться только тому, что претерпев неудачи, предпринимает новые попытки и не предаётся отчаянию.


Фрагмент из фильма "Мы из джаза"

По сюжету студента Одесского музыкального техникума Костю Иванова, решившего играть джаз, отчисляют из учебного заведения. Он не падает духом – создает свой джаз-бэнд, который, преодолев многочисленные препятствия, становится знаменитым.

В этом фильме формируется режиссёрский почерк Шахназарова, который будет узнаваем в ближайших самых удачных его картинах. Такие трогательные трагикомичные истории.

Шахназаров уговорил именитого Евгения Евстигнеева сняться в небольшом эпизоде. Актера подкупила тема фильма — ведь сам Евстегнеев когда-то играл на ударных в джазовом оркестре.


Игорь Скляр и Евгений Евстигнеев в фильме "Мы из джаза"

🏆🏆🏆 Фильм "выстрелил" — стал лидером советского кинопроката 1983 года и лучшим музыкальным фильмом по опросу журнала «Советский экран». Его показывали в 26 странах, а в Гренобле, Чикаго, Лондоне и Гонконге картина получила призы и дипломы. Для молодого режиссера это настоящий триумф.

Из интервью с Кареном Шахназаровым:

"Мы из джаза" вернул мне веру в себя, потому что после ряда неудач я уже подумывал уйти из кино, но благодаря успеху этой ленты я остался и продолжил работу

После этого фильма проснулись знаменитыми не только режиссер, но и актёры Игорь Скляр и Александр Панкратов-Черный.

Александр Панкратов-Чёрный и Николай Аверюшкин в фильме "Мы из джаза"


«Зимний вечер в Гаграх» (1985)

Главный герой фильма, некогда знаменитый чечёточник, кумир публики Алексей Беглов живёт ныне скромно и незаметно, работает репетитором танцев. К нему обращается очень амбициозный молодой человек, который просит научить «бить степ»…

А. Панкратов-Чёрный и Е. Евстигнеев в фильме "Зимний вечер в Гаграх"

У Алексея Беглова был реальный прообраз - знаменитый чечеточник Алексей Николаевич Быстров. Он работал репетитором на фильме «Мы из джаза» и умер в период съёмок. Его судьба и послужила основой сюжета новой картины.

На этот раз уже Евгений Евстегнеев просил Шахназарова дать ему роль степиста Беглова. И сыграл он блистательно.

Образ скандальной звезды эстрады Ирины Мельниковой списали с Аллы Пугачёвой. Ей даже предлагали сняться самой, но та отказалась. Тогда Шахназаров пригласил на эту роль Наталью Гундареву.


Наталья Гундарева в фильме "Зимний вечер в Гаграх"

В фильме задействованы актеры, которых Шахназаров снимал в прошлой своей работе «Мы из джаза»: здесь снова Пётр Щербаков, Николай Аверюшкин, Юрий Гусев и, конечно, Панкратов-Чёрный.

Фильм очень трогательный. Шахназаров пошёл ещё глубже, чем в «Мы из джаза». Здесь есть смешные моменты, и есть моменты, когда наворачиваются слёзы. Очень органично звучит музыка Анатолия Кролла.

🏆🏆🏆 «Зимний вечер в Гаграх» был признан Лучшим музыкальным фильмом 1985 года по опросу журнала «Советский экран» и получил Премию Ленинского комсомола за развитие жанра музыкальной комедии.


«Курьер» (1986)

Следующей работой режиссёра стал фильм «Курьер», который вышел на экраны в 1986 году.

Это не просто история о конфликте поколений; здесь показана пропасть, которая разделяла уже тогда большинство ребят и т. н. «золотую молодёжь». Главный герой дурачит её представителей также, как и взрослых, ничуть не дорожа обществом этих «мажоров».

В своих на первый взгляд шокирующих заявлениях экстравертные подростки выражают свои истинные желания — молодой человек хочет быть респектабельным и богатым, а девушка — красивой, нравится всем мужчинам и вести роскошный образ жизни.

Федор Дунаевский и Анастасия Немоляева в фильме "Курьер"

Часть поколения, достигшая подросткового возраста к 1980-м годам, откровенно скучала. У них рано сформировался манящий иллюзорный образ заграничного капиталистического рая. А всё окружающее казалось постылым. И как ни крути, но виноваты в этой ситуации всё-таки взрослые. Какие дети могли вырасти у них, отчасти уже обуржуазившихся мещан?

Словом, от фильма веет некой провокационностью и предчувствием скорой катастрофы.

С высоты сегодняшнего времени можно сколь угодно долго копаться в фильме и искать философский подтекст. И ставить в вину подростку то, что он ещё не выбрал, не нашёл свой путь в жизни. Сегодня дети, якобы, взрослеют быстрее, а в те годы сразу после школы действительно многие из нас ещё не знали, кем станут и как сложится их судьба. А уж разрушение страны и подавно внесло в жизнь серьёзные коррективы.

Снято всё по-прежнему очень хорошо, угадывается режиссёрский почерк Шахназарова, и всей его съёмочной команды, крепкая игра актеров.

Инна Чурикова и Федор Дунаевский в фильме "Курьер"

🏆🏆🏆 И снова - лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1988 году, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, приз жюри за лучший фильм для юношества на фестивале в Тбилиси.

«Город зеро» (1988)

О фильме «Город Зеро» любители кино спорят до сих пор.

По сюжету инженер Варакин приезжает в небольшой городок для утряски некоторых технических характеристик поставляемых их заводу кондиционеров. Обычная производственная рутина. Но постепенно он окунается в атмосферу странностей и откровенного абсурда происходящего.


Армен Джигарханян и Леонид Филатов в фильме "Город Зеро"

Здесь можно провести аналогии с тем, как если бы советский человек попал из 1970-х, скажем, сразу в конец 1980-х или даже в 1990-е. Герой попадает в совершенно чужой ему мир, никуда не выезжая из своей страны.

Первые же странности, с которыми сталкивается инженер Варакин, совсем нетипичны для доперестроечного СССР — голая секретарша в приёмной директора завода. "Разве это наша мораль?" - сказал бы любой советский чиновник. Директор завода оказывается не в курсе того, что его главный инженер умер 8 месяцев назад. И так по нарастающей начинают происходить совершенно невероятные вещи, усугубляющаяся картина абсурда, в которую невольно погружается главный герой. Временами будто даже слышно, как скрипят его мозги в тщетной попытке понять — что происходит?


Евгений Евстигнеев и Леонид Филатов в фильме "Город Зеро"

Интересен на этот счёт взгляд С. Кара-Мурзы, который фильму «Город Зеро» посвятил отдельный параграф в своей книге «Манипуляция сознанием»:

В фильме сжато и талантливо изложена программа перестройки. В нём показано, как можно за два дня довести нормального и разумного советского человека до состояния, когда он полностью перестаёт понимать происходящее, теряет способность различать реальность и продукты воображения, в нём парализована воля к сопротивлению и даже к спасению. И все это без насилия, лишь воздействуя на его сознание и чувства.

И действительно, то, что нам показывают — есть ничто иное, как учебник по переформатированию сознания, в данном случае, советского человека. Изменить его представление о привычной реальности пытаются довольно топорно, грубо, как раз так, как это происходило в период перестройки. В 1990-е годы эти методы манипуляции наберут обороты, а ко времени прихода к власти нашего дорогого "господина ПЖ" станут куда более изощрёнными и совершенными.

Здесь же показана первоначальная ломка представлений человека о своей стране, её истории, о тех идеалах, на которых он воспитан. Таким образом, человека готовят для внедрения в него абсолютно абсурдных идей, готовится почва для исторических фальсификаций и переформатирования сознания. В этом странном городе ему, Варакину, прививают чувство вины, объявляют, что он, Варакин Алексей Михайлович, на самом деле - Махмуд - сын некоего повара Николаева, застрелившегося, якобы, по вине нашего героя. И никого, кроме самого Варакина, это здесь не удивляет. Тот шок, который испытывает главный герой, попав в такой театр абсурда, блокирует саму возможность рассуждать здраво.

Осмотр экспозиции в музее — классический пример промывания мозгов и переписывания истории, и заслуживает отдельного разбора.

А монолог прокурора — разве это не цитата из любой современной кремлёвской пропаганды а-ля Соловьёв или Киселёв?

Владимир Меньшов в фильме "Город Зеро"

В конце концов, когда абсурд происходящего начинает зашкаливать, главный герой из какого-то ещё оставшегося чувства самосохранения решается бежать из города Зеро, но понимает, что ему отсюда уже не выбраться никогда. Абсурд принимает формы реальности. Выглядит это как неотвратимость будущего — той самой перестройки, которая в 1987 году только набирала обороты. Возможно, так же случилось и с советским народом — если его инстинкт самосохранения и сработал — было уже поздно.

Сам режиссер Шахназаров вкраце так охарактеризовал фильм:

Это картина о манипуляции сознанием и о попытке манипуляции противостоять. Главный герой находится перед выбором – принимать или нет навязываемую ему абсурдную картину мира

Фильм лишен экшена, повествование развивается неспешно и рассчитано на внимательного и вдумчивого зрителя. Поэтому больших кассовых сборов ему не предвещали, и, несмотря на изобилие звёзд первой величины, пустили вторым экраном. Однако, это очень важный фильм для осознания методов манипуляции сознанием и поведением человека, оказавшегося в лапах манипуляторов.

🏆🏆🏆 «Город Зеро» собрал призы на международных кинофестивалях в США, Италии и Испании.

«Ради нескольких строчек» 1989

В 1989 году Шахназаров снимает сюжет под названием «Ради нескольких строчек» для журнала Фитиль № 326. Современники должны помнить сценку, когда журналист просит работника кроличьей фермы сказать под запись для репортажа фразу:

Кролики – это не только ценный мех, но и два-три килограмма диетического, легкоусвояемого мяса.

На сложности её произношения и основывается юмор сценки. На эстраде этот номер играли Владимир Данилец и Владимир Моисеенко.

А. Панкратов-Чёрный и Б. Брондуков в сюжете "Ради несколько строчек"


«
Цареубийца
» (1991)

Стоял 1991 год. Тема покаяния была одной из главных в медиаполе. Покаяния за всё — за Октябрьскую революцию, за убийство Романова, за другие терракты против царственных особ, за ленинские и сталинские репрессии, за победу над Гитлером, за сам факт существования пролетарского класса. Помните булгаковско-преображенское — "да, я не люблю пролетариат"?

И хотя Шахназаров не опустился до такого уровня, как большинство других режиссеров, которые легко переобувались в угоду конъюнктуре, однако тема покаяния сквозит в фильме «Цареубийца». Это совсем иное кино, не похожее на прежние работы Карена Георгиевича.


Малкольм МакДауэлл в фильме "Цареубийца"

По сюжету шизофреник Тимофеев отождествляет себя с
народовольцем Гриневицким - убийцей Александра II и Юровским - убийцей Николая II. Взявшийся было его вылечить доктор Смирнов, постепенно тоже едет кукухой и начинает мнить себя последним российским императором.

Через этих двух героев Шахназаров пытается исследовать внутренний мир реального Романова и, особенно, его убийцы. Воссоздать картину происходящего и постараться понять, что двигало террористом и что при этом испытывал бывший царь. Кстати, по версии Шахназарова распоряжение убить Николая II всё же отдал Ленин.

Рассказывает Карен Шахназаров:
Всё, что было известно об этом деле тогда – до деталей, в картине есть. - Мы внимательно ознакомились с книгой Николая Соколова «Убийство Царской Семьи». В 1918-м году он являлся следователем по особо важным делам Омского окружного суда – Колчак поручил ему расследование всех обстоятельств расстрела. Соколов собрал множество вещественных доказательств, опросил свидетелей, провёл десятки экспертиз. Вместе с Александром Бородянским мы много работали в архивах – я лично держал в руках дневник императрицы. Некоторые подвергают сомнению подлинность «записки Юровского», тексту которой мы также следовали весьма скрупулёзно, но никаких других документов нет. Что меня убеждает, что «записка Юровского» была написана его рукой – тела-то нашли именно там, где он указал!

В эпизодах, подводящих сюжет к расстрелу, и в самой сцене казни режиссёр явно давит на жалость. При этом факты преступлений последнего царя российской империи в фильме даже не упоминаются.


Олег Янковский в фильме "Цареубийца"

В сухом остатке зрителю преподносится история о том, как величайшая царская династия будет уничтожена рукой ничтожества-Юровского, рукой сына бедняка, решившего тем самым запечатлеть себя в истории.

Рассказывает Карен Шахназаров:
Моя мама, побывав на премьере в одном из столичных кинотеатров, рассказывала мне: «Ты не представляешь, что там творилось! Люди вскакивали с мест. Одни кричали: «Долой большевиков!» Другие: «Долой Николая!» Чуть ли не до драк доходило в зрительном зале! Была зачастую яростная реакция. Эта картина на самом деле не удовлетворяла ни монархистов, ни представителей и сторонников коммунистической партии. Мы старались быть объективными и оказались где-то посередине. Картина не идеализирует Николая II, как это делали его тогдашние и нынешние поклонники. Последний русский император был сложной, трагической фигурой. Интересно и то, что «Цареубийца», по сути, является «последней» картиной Советского Союза. Она вышла в прокат поздней осенью, а в декабре над Кремлем спустили красный флаг

🏆🏆🏆 Фильм получил Главный приз МКФ в Белграде.

«Сны» (1993)

Это довольно грубый стёб над реальностью того времени. Молодая графиня Призорова живёт за 100 лет до этого, но ей снятся странные сны, будто она лимитчица Маша Степанова, работает посудомойкой в московской столовой. Сны свои она рассказывает графу, а тот обеспокоившись, обращается к врачу.


Олег Басилашвили и Амалия Мордвинова в фильме "Сны"

Действия фильма разворачиваются фрагментами, реальность (1893 год) перемежается со снами графини (1993 год).

Проникнув с помощью гипноза в сны своей супруги, увидев будущее, граф предостерегает царя от надвигающейся революции.

За образец берётся, разумеется, дореволюционная Россия. Интересно, что наши творческие деятели, изображая Росийскую империю, демонстрируют исключительно графьёв и графинь, князей и княгинь и их роскошную жизнь.


П. Меркурьев, А. Джигарханян и О. Басилашвили в фильме "Сны"

Увы, фильм «Сны» уже не похож на те трогательные трагикомедии с тонким юмором, которые Шахназаров снимал в 1980-е годы. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что и реальность 1993 года не похожа на спокойную размеренность начала 80-х. Тем не менее, Шахназаров, хотя бы в такой форме, но выразил своё отношение к тому, что творилось в 1990-е годы в России.

🏆🏆🏆 Фильм получил Гран-при на КФ "Окно в Европу" в Выборге .

Надо сказать, что Карен Шахназаров - один из немногих режиссёров советского покроя, которые не просто не перестали активно работать в 1990-е годы, но и воздержались от активного одобрения так называемых "демократических реформ". Фильм "Сны" тому подтверждение. Ну а то, что Карен Георгиевич государственник и противник революций — это мы сегодня хорошо знаем по его многочисленным выступлениям на центральных каналах ТВ.


«
Американская дочь
» (1995)

Это сказочная история о том, как стереотипно лихой и брутальный русский мужик Алексей в исполнении Машкова, прибывает в США, чтобы увезти с собой 7-летнюю дочь, с которой его бывшая жена 4 года назад бежала в Америку. На удивление, дочь не только узнаёт отца, но и с радостью готова ехать с ним в Россию.


Владимир Машков и Эллисон Уитбек в фильме "Американская дочь"

Отец и дочь совершают побег. Но в дороге девочка заболела, отец вынужден везти её в больницу и, разумеется, попадает в руки полиции. Отбывая срок, в один прекрасный день дочь прилетает на вертолёте и увозит отца из тюрьмы.

Вполне вероятно, что отчасти эта история навеяна реальными событиями из жизни Шахназарова. В 1989 году его жена - телеведущая Елена Се́тунская эмигрировала в США, прихватив с собой дочь. Увидеться со своей дочерью Шахназарову удалось лишь спустя 20 лет.


Владимир Машков и Эллисон Уитбек в фильме "Американская дочь"

Не смотря на формальное равенство, отцы, как правило, совершенно бесправны по отношению к своим детям, суд почти всегда принимает сторону матери. Видимо, поэтому Карен Георгиевич позволил себе такую фантазию. Особенно в финале фильма. Действительно, никакого иного способа, кроме как выкрасть отца на вертолёте, просто не было; а так хотелось хэппи-энда!

🏆🏆🏆 Фильм собрал призы на кинофестивалях в Пхеньяне и Шанхае. Большой Президентский приз "Надежда" исполнительнице главной роли Элисон Уитбек.

«День полнолуния» (1998)

С этого фильма у Шахназарова начинается исключительно кино для взрослых. Не потому, что недозволительно детям, а потому что они сами это смотреть не станут, да и не поймут ничего. "День полнолуния" — киноэксперимент, который уже такой маститый режиссёр, как Шахназаров, мог себе позволить.


Фрагмент из фильма "День полнолуния"

Как такового сюжета в фильме нет. Он состоит из небольших сцен из жизни совершенно разных людей и времен. Наверное, многим из вас доводилось сидя где-то в очереди или дожидаясь чего-то, наблюдать за проходящими мимо людьми, входящими и выходящими из кабинетов или автобусов. Порой бывает интересно, а чем живет этот прохожий, к кому или куда торопится, есть ли у него семья, дети, где и кем он работает, из чего состоит его жизнь. Шахназаров в фильме "День полнолуния" пытается пофантазировать на эту тему. Камера - как бы сторонний наблюдатель, ненадолго увязывается то за одним, то за другим персонажем.

Кроме того, бывают совершенно случайные эпизоды, которые врезаются в память и остаются в ней ярким пятном до конца жизни. Здесь тоже это есть. Кинематографический показ особенностей нашей памяти.

Такие фильмы всегда оставляют почву для массы догадок и версий, философских размышлений о том, что же хотел сказать автор? Шахназаров умеет загадывать загадки.



Фрагмент из фильма "День полнолуния"

Но даже снимая такое необычное кино, режиссёр не опускается до всяких артхаусных штучек, а-ля плохое освещение или прыгающая камера-смартфон в дрожащих руках алкоголика. Снято всё очень добротно и качественно.

🏆🏆🏆 Фильм собрал призы на кинофестивалях в Москве, Сочи, Екатеринбурге, а также в Чехии, Югославии и Греции.

«Яды, или Всемирная история отравлений» (2001)

В центре картины — нелепый и безмолвный муж-рогоносец, которому его пышная жена изменяет прямо в его же присутствии, заперши́сь в ванной с соседом.


Александр Баширов в фильме "Яды"

Узнав о неприятностях молодого человека, случайный знакомый — пенсионер — предлагает ему отравить изменницу. И заодно тещу. А потом и самого соседа-любовника. В результате — никто никого не отравит, но зато мы много узнаем из всемирной истории отравлений. Подобно тому, как Шахназаров уже делал в фильмах «Цареубийца», «Сны» «День полнолуния», здесь снова явь перемешана со снами, а прошлое с настоящим. В общем, что получилось, то и получилось. 

Фрагмент из фильма "Яды"

🏆🏆🏆 Гран При на КФ "Кинотавр" 2001 г. и Приз за лучший сценарий на МКФ "Киндред" в США 2003 г.

«Всадник по имени смерть» (2004)

Фильм представляет собой смесь повести Бориса Савинкова «Конь бледный» и государственнических убеждений Шахназарова.

Снова режиссёр возвращается к попытке исследовать психологию террористов, убийц. На этот раз речь идёт о боевой организации социалистов-революционеров, ставящих своей целью совершение террористических актов против высших должностных лиц империи, а глава её ячейки Жорж, готовит покушение на Великого князя Сергея Александровича.


Андрей Панин в фильме "Всадник по имени смерть"

Жорж в исполнении актера Андрея Панина— циничный, хладнокровный террорист, который не верит ни во что. Убийство князя становится для него маниакальной идеей без какой либо рациональной цели.

Таким образом, в фильме мы видим две жизни — одна красивая, богатая, офицеры полны чести и достоинства, князья и княгини — та самая Россия, "которую мы потеряли", и другой мир — мир террористов, которые пытаются эту красивую и достойную жизнь разрушить, уничтожить. Причём, просто так, от скуки.

Типичный обыватель, слабо разбирающийся в революционных течениях начала XX века, после фильма будет уверен, что в качестве террористов показаны большевики, именно они "прервали эволюционный ход истории и из-за них всё пошло вкривь и вкось".

И хотя в постскриптуме к фильму говорится, что главный герой Жорж в гражданскую воевал против коммунистов, а потом и вовсе покинул страну — ситуацию это никак не спасает.

Андрей ПанинФрагмент из фильма «Всадник по имени смерть»

«Всадник по имени смерть» перекликается с «Цареубийцей». Там, по мнению авторов, убийца Юровский мечтал запечатлеть свою персону в истории как ликвидатор "венценосной семьи" бывшего царя, но не получил удовлетворения, ибо убийство было непубличным. Здесь же глава террористической организации Жорж после нескольких неудачных попыток ставит уже целью своей жизни ликвидировать князя, но тоже не получает удовлетворения от убийства.

🏆🏆🏆 Фильм собрал призы на кинофестивалях в Румынии и Болгарии.

«Исчезнувшая империя» (2008)

Для Шахназарова СССР — это империя. Он неоднократно говорил об этом. Потому «Исчезнувшая империя» - это как раз про Советский союз.


Фрагмент из фильма "Исчезнувшая империя"

1973 год. Три друга, студенты первого курса — обычные парни, молодость, танцы, девчонки, выпивка, не чужды вещизму, покупают на черном рынке импортные пластинки и шмотки. Период вступления во взрослую жизнь. Любовь, измены, предательства, драки, отчисление из института… Двое из них встречаются спустя 30 лет. Нет уже той страны, нет одного из друзей, он умер, не вписался в рынок.

Забегая вперед, замечу, что через 4 года в 2012 Шахназаров выпустит фильм под названием «Любовь в СССР». Это тот же самый фильм, «Исчезнувшая империя», только чуть иначе смонтированный. Зачем? Сам режиссер объясняет это так:

Я не знаю даже, как именно возникла идея… Костя (имеется в виду композитор Константин Шевелёв) написал очень хорошую мелодию, которая в «Исчезнувшей империи» звучала немного. И мне показалось, что если это развить, то имеет смысл попробовать сделать вот такой вариант фильма. В определенной степени для меня это прощание с сожалением об СССР.
Фрагмент из фильма "Исчезнувшая империя"

Мне не удалось почувствовать в этом фильме атмосферу Советского союза. Обильно демонстрируемых партийных плакатов, зовущих трудиться и строить коммунизм, а также повсеместно развешанных портретов Маркса, Ленина, Брежнева не достаточно, чтобы передать дух эпохи. И наметившаяся тенденция в последних работах Шахназарова — выносить весь смысл в постскриптум на последних минутах фильма. Видимо, дабы произвести впечатление перед выходом из зала и создать некое послевкусие. Полный формат фильма при этом используется не очень рационально, неспешно размазывая по нему сюжет тонким слоем.

🏆🏆🏆 Фильм собрал призы на кинофестивалях в России, Австралии, Индии, Португалии и США.


«
Палата №6» (2009)

Фильм снят по мотивам повести Антона Павловича Чехова «Палата N6» (1892). Основной съёмочной площадкой стал психоневрологический интернат в Дмитровском районе Московской области.

Сам фильм как бы соткан из различных интервью, в эстетике журналистcкого расследования. Причём, профессиональные актеры исполнили в фильме только главные роли. На ролях второго плана были задействованы пациенты интерната.


Алексей Вертков в фильме "Палата №6"

И, конечно, вопросы. Почему думающий человек оказывается в психиатрической больнице? Почему нормальный врач, после встречи с этим больным сам оказывается в клинике? И где грань между нормальностью и отклонением от нормы? Показательно то, что сегодня этот фильм смотрится даже более актуально, чем 10 лет назад.

То, что у Чехова читалось, скорее, как метафора, у Шахназарова становится реализмом. Увы. Глядя на тот сумасшедший информационный шквал, который атакует нас с экранов федеральных каналов и лент новостей, высказываний высших чиновников и главы государства, глядя на хештеги «СидиДома», на послушных идиотов в намордниках, со временем начинаешь теряться — неужели все вокруг сошли с ума? Или может только я?


Владимир Ильин и Анна Синякина в фильме "Палата №6"

Этим фильмом Шахназаров вызвал огонь на себя сразу с трех сторон. Во первых, ревнители классики. Эти всегда будут недовольны экранизацией, а тем более с такой вольной трактовкой, апеллирующей к нашему времени.

Вторые в укор автору поставят псевдокументальную форму подачи материала. Мол, скучно, не хватает действия. Третьи — самые злые — это те, кому не понравилась социальная подоплёка. Которые узнали в фильме себя. Молчаливые участники этого дурдома. Те самые люди в намордниках, чья оппозиционность выражается лишь в лайках и дизлайках в Интернете. Любая попытка проанализировать современное общество вызывает у этих самодовольных павлинов истеричные вопли типа «ах, вам опять народ не тот»?

Фильм был продемонстрирован и разобран по косточкам в рамках программы Александра Гордона «Закрытый показ».

🏆🏆🏆 «Палата №6» собрала призы на кинофестивалях в России, Сирии, Иране и КНДР.

«Белый тигр» (2012)

Шахназаров впервые взялся за военную тематику.

Великая Отечественная подходит к концу. Но чем увереннее наступают советские войска, тем чаще на полях сражений появляется огромный немецкий танк «Белый Тигр». Он неуязвим: внезапно возникает, уничтожает противников и снова исчезает.


Фрагмент из фильма "Белый тигр"

Чудом выживший советский танкист со своим экипажем вступает в неравный бой с мистическим танком. Здесь зритель может сказать: серьёзная тема, война, танковые сражения и вдруг какая-то мистика. Но не всё так просто. Как мы уже привыкли, разгадка будет зарыта в финале картины. В данном случае пресловутый Белый тигр — это метафора, символ зла. И пока он не будет уничтожен, война не закончится.


Фрагмент из фильма "Белый тигр"

Капитуляция Германии принята, но немецкие командиры не выглядят побеждёнными. В постскриптуме Шахназаров показывает воображаемое интервью с Гитлером, где тот объясняет, что поход на Восток был желанной целью всей Европы, а Третий рейх лишь выполнил то, чего все хотели. Великая Отечественная выиграна, но фашизм не побеждён. И он обязательно вернётся. Уже возвращается. Очень символичный фильм, так же как и предыдущая работа режиссера - «Палата № 6»


🏆🏆🏆 «Белый тигр» собрал огромное количество призов в России, а также в Италии, Бразилии, Ирландии, Португалии, КНДР, Тунисе и Армении.


«В окружении» (2012)

Небольшая короткометражка «В окружении» вышла в том же году и представляет собой экранизацию эпизода из воспоминаний фронтовика-танкиста. Главный герой, попав в немецкое окружение, пытается прорваться к своим. Фильм собран Кареном Шахназаровым из неиспользованных материалов «Белого тигра».

Фрагмент из фильма "В окружении"
 

«Анна Каренина. История Вронского» (2017)

Последняя работа на сегодняшний день в фильмографии режиссёра — экранизация Анны Карениной. Картина вышла в двух форматах: как двухчасовой фильм и как восьмисерийный сериал для телевидения.

Это произведение Толстого было экранизировано уже неоднократно, и понятно, что если уж браться за очередную, то она должна быть чем-то оригинальна.


Елизавета Боярская и Максим Матвеев в фильме "Анна Каренина"

1904 год. Русско-японская война. Маньчжурия. Сын Карениной Сергей служит доктором в госпита́льном обозе. На его операционном столе оказывается полковник граф Алексей Кириллович Вронский. Ночью Сергей Каренин приходит в палату к Вронскому и просит рассказать, почему его мать, Анна Каренина, которую граф знал тридцать лет назад, бросилась под поезд. И далее повествование фильма идёт в форме воспоминаний Вронского.


Елизавета Боярская в фильме "Анна Каренина"

Некоторых коробит выбор на главную роль Елизаветы Боярской. Это, конечно, вопрос дискуссионный, но она вполне справилась с ролью вздорной бабы, поочередно испытывающей терпение двух вполне великодушных мужчин и в конце концов, поехав кукухой, бросается под поезд. Именно так это выглядит в фильме. Никакого иного объяснения поступку Карениной тут не находится. Левина же в этой экранизации нет вовсе.


Виталий Кищенко и Елизавета Боярская в фильме "Анна Каренина"

Советская трактовка романа обличает светские нравы того времени, сложность бракоразводного процесса, и Каренина предстаёт жертвой сложившейся системы. В фильме Шахназарова от истеричного характера Анны страдают и её муж (в образе которого тут нет и тени толстовской сатиры), и её любовник, и, в конце концов, она сама. Муж не захотел отдать изменившей ему жене их общего сына, и это одна из причин трагедии.

Сегодня времена изменились. С кем останутся дети после развода — решает мать. А под поезда бросаются отцы. Но никого это не тревожит и не становится поводом для великих романов на века.


🏆🏆🏆 Фильм собрал призы в США и Канаде, а также Награду от компании Dolby "За использование передовых технологий».


Подводя некоторый итог можно явно выделить три периода творчества Карена Шахназарова:

✅ ранний, где он заявил о себе, как талантливый режиссёр — это фильмы «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гагарах» и «Курьер»;

период 90-х, где наблюдается некоторая просадка и поиски новых форм выражения в кино;

и зрелый период, это, прежде всего, «Палата №6» и «Белый тигр».

Шахназаров стал снимать значительно реже, нежели раньше. По его мнению, его связано с возрастом. Кроме того, режиссёр теперь имеет и большую общественную нагрузку, занимает много руководящих постов.

➜ В 1998 году он становится Генеральным директором и Председателем Правления Киноконцерна «Мосфильм». Участвует в общественной и политической жизни. Последовательный сторонник политики Владимира Путина.

В 2000 году Шахназаров подписал письмо в поддержку политики президента России в Чечне. 

С января 2012 года являлся членом московского «Народного штаба» кандидата в Президенты России Владимира Путина.

В 2014 году подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента России Владимира Путина на Украине и в Крыму.

В 2016-м был доверенным лицом партии «Единая Россия» на выборах в Государственную думу VII созыва.

В 2018-м стал доверенным лицом Путина на президентских выборах. 

Являлся также членом рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию России.

В последнее время Карен Шахназаров — постоянный участник шоу Владимира Соловьёва на телеканале Россия. Не знаю, чем руководствуется режиссер, посещая этот пропагандистский гадюшник, возможно, действительно верит в то, что там говорят, а возможно, просто доставляет удовольствие, когда ему предлагают высказаться на федеральном канале.

Фрагмент шоу "Вечер с Владимиром Соловьёвым"

Но вряд ли стоит просить деятеля искусства или спортсмена высказываться о политике. Почти все они, попадая на такое поприще где-то в Думах или Общественных советах становятся не более чем посмешищем. Но пусть это остается на совести Шахназарова.

Всё-таки профессиональный результат труда режиссера — его фильмы. Их мы сегодня и рассматривали.


В заключении несколько цитат Шахназарова как штрихи к портрету.
Меня не тянет ни снимать, ни смотреть кино. Приходится это делать в силу профессии, но давно не видел ничего такого, что бы меня зацепило. Может быть, это связано с возрастом.

Я в кино давно, достаточно сам снял картин, в немалом количестве лент выступил в качестве продюсера. Несколько продюсерских проектов я делаю и сейчас. Если появится нечто, чем я, как говорится, загорюсь, буду снимать. Если не появится, то зачем? Возраст для нашей профессии имеет значение. Некоторые вообще считают, что все настоящее происходит до 50 лет.

Сегодняшняя система, как ни странно, менее рыночная, чем была в советские времена. Тогда финансирование шло через студии, но при этом сама студия брала кредиты на проект в банке и должна была его вернуть. Разорения студии не допустили бы, но, если деньги вовремя не возвращались, сразу лишали премиальных. Всегда было неприятно, если картину закрывали. В этом случае Госкино ничего не оплачивало студии, она не могла рассчитаться с долгами. Бытует представление, что советская система была волюнтаристской. Нет, в ней была своя экономическая логика.

Комментариев нет