Приёмы манипуляции. "Чернуха" и торговля страхом

Share:

Прежде чем знакомиться с приёмами манипуляции, которым подвергаются большие массы людей, следует четко уяснить, усвоить, смириться с мыслью, что политтехнологи, которые этим занимаются, журналисты, пропагандисты - это предельно циничные люди!


Речь идёт о власти и больших деньгах. Поэтому ошибкой было бы применять к современным буржуазным политикам и политтехнологам такие понятия, как совесть, мораль и т.п. Здесь в ходу другие категории - интересы, выгода, цена вопроса. Кстати, по государственным меркам пропаганда - самая эффективная система обеспечения безопасности. Президент США Никсон как-то сказал, что $1, вложенный в пропаганду ценнее, чем $10, вложенных в создание систем оружия. И это не ради красивого словца. Ведь военное оружие может быть и не пущено в ход никогда, или редко, в военных конфликтах, а информация рабтает ежечастно и повсеместно.

Пристально изучая психику, специалисты в области манипуляций используют те свойства человека, такие его особенности, которые позволяют достигнуть поставленной цели. Если человек ленится думать - очень хорошо, за него всё додумают другие и вложат в его голову готовые ответы. Если человек не хочет анализиривать, за него проанализируют и вложат в его голову готовые ответы. Если у человека недостаточно знаний и он не готов в этом признаться, если он имеет завышенную самооценку - в нём будут всячески культивировать эти свойства. Из него сделают непросто невежду, а агрессивного невежду, который ничего не знает и знать не хочет. Наверняка, многие из вас сталкивались с разными тренингами, вебинарами, где некие коучеры часами втюхивают публике, что каждый из вас - уже личность от рождения и главное - любить себя! У них, конечно, цель чуть иная: им нужно любым способом выколотить из вас деньги. Но приёмы используются схожие.

Надо научиться рассматривать политика, политтехнолога - не как конкретную личность, а как функцию. Вне зависимости от наших симаптий или антипатий к этому человеку. Которые зачастую, иррациональны, а значит мешают правильной оценке результатов работы рассматриваемого субъекта.

Пропаганда в СМИ 

В нашем цикле речь уже шла о том, что картину мира мы во многом получаем благодаря сообщениям СМИ. Журналисты формируют наше отношение к присходящему подобно тому как учитель младших классов формирует у детей отношение к учёбе.

В случае с медиа - происходит формирование повестки дня. Если с утра до вечера по телевизору и в других СМИ говорить на одну и ту же тему, у аудитории создается впечатление, что ничего более важного в стране или мире не происходит. Адресую вас к экспериментам Дональда Киндера и Шанто Айенгара.

✅ Манипулятор заставляет большинство говорить о том, что на самом деле интересами большинства не является.

Например, вопросы легализации однополых браков вряд ли могут быть отнесены к числу сверхактуальных для любого общества. Ведь доля людей, приверженных однополой любви, не превышает 2–2,5 % человеческой популяции. К тому же не факт, что все они мечтают непременно вступить друг с другом в брак. Однако усилиями массмедиа локальная проблема статистически незначительного меньшинства была сформирована и подана, как вопрос общенационального звучания, и в этом качестве навязана обществу в целом ряде стран.

Другой пример. В центре экономических новостей, как правило, находятся биржевые сводки и другие сообщения, важные прежде всего для предпринимателей и инвесторов, то есть для меньшинства общества. Мы привыкли и не замечаем того, что нам навзяыват то, что нас вовсе не интересует!

Сергей Кара-Мурза в своей книге приводит такой пример:

В автомобильных катастрофах гибнет людей гораздо больше, чем от рук террористов. Но нам не показывают по телевизору каждый день изуродованные трупы жертв автокатастроф. Если бы показывали с той же интенсивностью, как и дело рук террористов, то мы боялись бы автомобиля панически!
Этот приём увязан ещё и с приёмом торговли страхом. Но прежде чем перейти к нему, ещё один важный момент. Создание повестки дня важно для активизации Спирали молчания. Возможно, вы уже слышали об этом понятии.

Спирали молчания

Спираль молчания

Спираль молчания — эффект воздействия на массовое сознание, заключающийся в том, что чем чаще звучит точка зрения в средствах массовой коммуникации, тем более она кажется правильной и важной. В соответствии с гипотезой немецкой исследовательницы Ноэль-Нойман, человек,ощущающий себя в меньшинстве, предпочитает молчать и не демонстрировать свою точку зрения. Поэтому возможны манипуляции общественным мнением, если давать слово представителям только одной точки зрения, пусть даже они находятся в меньшинстве.

Торговля страхом или создание угрозы

Чтобы добиться от масс того или иного поведения, либо безболезненно провести тот или иной антинародный закон, необходимо людей запугать, заставить поверить в реальность угрозы.

Пример 1

В 1953 году в США появился главный орган внешнеполитической пропаганды под безликим названием “Информационное агентсво США”. Его директор починяется напрямую президенту. Эта структура сыграла большую роль в антсоветской пропаганде. Вот текст одного из пропагандистких плакатов того времени, использующих страх:

Если Россия и коммунисты победят в следующей мировой войне, многие американские мужчины будут стерилизованы.
В случае победы коммунизма, наши женщины окажутся беспомощны под сапогами русской азиатчины.

Создание угрозы часто основная технология вманипуляции в ходе избирательных кампаний. Социологические исследования показывают, что самая многочисленная часть электората никого из кандидатов не считает подходящим на высокий государственный пост. А поскольку выбирать обычно приходится между плохим и очень плохим, люди склонны выбирать меньшее зло. Отсюда вывод: оппонента нужно выбирать заведомо хуже и "страшнее" себя.

Пример 2

На президентских выборах 1996 команда Ельцина использовала запугивание электората возмоным приходом к власти КПРФ при помощи наглядной агитации в виде плаката с вурдалаком Зюгановым и устрашающим призывом “Купи еды в последний раз”. Необходимо было напугать людей тем, что приди коммунисты к власти, они устроили бы в стране голодомор. Оперировали страхом и жизненно важной потребностью человека в питании.

Плакат Купи еды в последний раз

Пример3

Президентские выборы 2002 года во Франции, когда политическими кругами, близкими к президенту Шираку, была развернута грандиозная кампания по подрыву влияния социалистов и выводу во второй тур голосования представителя правых Жана-Мари Ле-Пена. Когда же эта задача была решена, и во втором туре Ле пен должен был сразиться с Шираком, то началось массовое запугивание французов угрозой наступающего нацизма. Из Ле Пена сотворили такого злодея, что Гитлер казался просто нашалившим ребенком по сравнению с французским лидером правых. Результат: во втором туре Жак Ширак одержал убедительную победу. По меткому выражению лидера социалистов, французы были вынуждены "с прищепкой на носу" проголосовать за Ширака. В итоге у руля Франции стал человек, которого четверо из пяти французов не хотели видеть своим президентом.

Жак Ширак

 ✅ Пример 4

Россия. 2011-2012 годы - угроза т.н. “оранжевой революции”. Под этим термином политтехнологи преподносили угрозу беспорядков и смены власти на антироссийскую. Вспоминаем митинги на Болотной площади и Поклонной горе.

Похожая ситуация наблюдалась спустя 3-4 года, когда обывателя легко было напугать непрекращающейся войной на Украине. Стряхнув пыль всё с тех же политиков и экспертов, перед нами разыгрывался спекталь противостояния “оранжистов” и “патриотов”. Смысл которого - в сохранении существующего строя и действующей власти.

Политическое шоу с Владимиром Соловьёвым

Политическое шоу с Владимиром Соловьёвым

Сегодня главным врагом России объявлен некий "коллективный Запад", их "растленные ценности", а самая страшная из бед - трансгендеры и геи. Первые могут ввести в заблуждение "честного россиянина" о принадлежности к гендеру, а вторые - обрекут Россию-матушку на вымирание, ибо "у геев не может быть детей". Резко увеличилось количество политических шоу на телевидении, в которых ежедневно в течение многих часов зрителя пугают "злокозненным западом", который спит и видит, как извести Россию.

Пожалуй, стоит встпомнить и такой яркий пример торговли страхом, как  11 сентября 2001 года в США, когда посредстом теракта были разрушены Башни близнецы. Страшная трагедия. Эффект массовового страха позволил властям США беспрецедентно закрутить гайки. Конгресс принял целый пакет "чрезвычайных" законов, резко расширивших полномочия спецслужб. Открылась правовая база для использования "допросов с пристрастием", что фактически означало пытки. Началась тотальная слежка как за иностранцами, так и за американцами. В СМИ ввели жесточайшую цензуру, запрещающую любые сомнения в правильности официальной версии событий.


Манипулятивная интерпретация

Одни и те же события можно трактовать с разными оттенками, а иногда и диаметрально противоположно.

Например, факт коррупции чиновника можно назвать «нецелевым расходованием бюджетных средств». Затянутые сроки строительства важного объекта - «плановым переносом ввода в строй». И совсем комичный случай,  когда падение производства называли «отрицательным ростом».

Теперь примеры из международной политики.

Когда в 1983 году пассажирский «Боинг-747», следовавший рейсом Нью-Йорк—Сеул и отклонившийся от курса на 500 км, дважды прошел в закрытом воздушном пространстве Советского Союза, пролетая над военными объектами, он был перехвачен, а затем сбит советским истребителем СУ-15.
Американское информационное агенство состряпало ролик, из которого зритель мог сделать вывод, что пилот советского истребителя хладнокровно расстрелял «боинг», зная, что это пассажирский самолет и даже не попытался с ним связаться. А президент США Рональд Рейган назвал происшествие «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто».

Но когда через 5 лет американская ракета разорвала надвое иранский Айробус Тегеран-Дубаи и все 290 человек, находившиеся на борту, погибли, американское правительство заявило, что самолет был сбит по ошибке, а всё тот же президент Рейган назвал это «правильными оборонительными действиями».

Или пример с "Бонгом 777", сбитым в воздушном пространстве Украины в 2014 году. Уже через несколько часов после трагедии власти Украины заявили, будто обладают бесспорными доказательствами, что самолет сбили пророссийские сепаратисты, захватившие власть в Донбассе. К этим обвинениям подключилось агентство пропаганды США, через разные каналы поставляя информацию о том, что американские военные обладают спутниковыми снимками, доказывающими вину "пророссийских боевиков". Однако до сих пор не было представлено ни одного доказательства, шум в СМИ стих, тема сбитого «боинга» не поднимается словно и не было этой страшной катастрофы вообще.

Информационная блокада

С вышепреведенными примерами манипуляции часто соседствует и такой приём как информационная блокада. Смысл - в замалчивании неудобных для власти информационных сообщений. И наоборот - доминировании сообщений благоприятных.

Во время воздушных атак НАТО против Югославии, в Великобритании проходили выборы в Европарламент. Тогда Социалистическая трудовая партия поместила в своём предвыборном клипе документальные кадры опустошений, причинённых натовскими бомбёжками в Сербии. Однако при телепоказе этот эпизод был вырезан сотрудниками телекомпании Би-Би-Си, "самым уважаемым и объективным мировым средством информации".

К информационной блокаде часто прибегают во время избирательных кампаний. Федеральные СМИ создают ажиотаж только вокруг предпочтительного кандидата. При этом его оппонент полностью лишается возможности высказать в СМИ свою позицию, ответить на выпады в свой адрес. В лучшем случае, телеканалы нам его показывают "без звука", сопровождая видеоряд тенденциозными журналистскими комментариями.

✅ Пример из экономической сферы

В начале 1990-х годов, во время подготовки и проведения рыночных реформ Е. Гайдара и А. Чубайса была установлена настоящая информационная блокада - к массовой аудитории не были допущены специалисты, предупреждавшие о губительных последствиях приватизации и задававшие "неудобные" вопросы.
Анатолий Чубайс и Егор Гайдар
Анатолий Чубайс и Егор Гайдар

А финансовые пирамиды в середине 1990-х? Телевидение активно рекламировало их, но совершенно не предупреждало о последствиях.

Замалчивание возможных последствий аферы с ГКО в 1997-1998 гг. привело Россию к тяжелейшему кризису в августе 1998 года и потере средств огромным количеством граждан страны.

Чернуха (дурные новости)

Ещё один приём - использование “чернухи”, дурных новостей, глупых репортажей с налётом дешёвой сенсационности. Таким образом телевидение удерживает внимание зрителей.

Считается, что люди уделяют плохим новостям значительно больше внимания, чем хорошим. И доверяют плохим новостям больше, чем хорошим.

Дело в том, что у человека срабатывает инстинкт защиты от опасности, мы воспринимаем это, как предостережение о неприятностях. В то же время, хорошие новости не имеют критически важного характера. Чтобы вложить их в головы людей, необходимо гораздо больше усилий и всё равно, видя недостатки кругом, мы хорошим новостям будем доверять меньше. То есть в наше бессознательное встроен своеобразный фильтр, который фиксирует внимание на дурных известиях, но пропускает мимо ушей новости хорошие. Как малозначимые.

Отсюда такое обилие криминальнй хроники на телевидении и постоянно выскакивающие сенсационные или устрашающие баннеры на страницах интернета. По утверждению врачей, обилие криминала в СМИ способно вызвать у человека депрессивное состояние. Но об этом в другой раз.

На сегодня всё, удачи вам и будьте бдительны!



Комментариев нет