Пропаганда и СМИ

Share:

Мы очертили приблизительный круг вопросов, на которые попробуем находить ответы. Сегодня рассмотрим, что такое средства массовой коммуникации (СМК) и что такое пропаганда.

Массовая коммуникация

Массовая коммуникация (mass communication) — систематическое распространение сообщений, информации с помощью СМК среди численно больших и рассредоточенных аудиторий с целью ин­формирования, утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического, культурного давления на мысли, чувства и поведение людей.

Источник: [Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983.]

Следует твердо усвоить, что массовая кооммуникация это систематическое распространение сообщений среди численно больших групп людей с целью не только и не просто информирования, но и идеологического, политического, экономического, культурного давления на мысли, чувства и поведение людей. То есть даже в самом определении массовой коммуникации уже заложена функция давления на мысли и поведения людей. Поэтому всем, кто отрицает манипулятивные функции СМИ, можете смело плюнуть в их бесстыжие глазки 😉.

❗ Не стоит питать никаких иллюзий относительно целей и намерений тех, кто формирует для нас выпуски новостей, пишет сценарии для ток-шоу и прочих теле- и радиопрограмм. Всё это - система средств массовой информации или сокращенно СМИ, что лучше ложится нам на ухо, ибо привычнее, а СМИ является частным случаем (подсистемой) средств массовой коммуникации.

✅  По способу возникновения средства коммуникации делятся на два типа:

естественно созданный (язык, мимика, жесты);

искусственно созданный (пресса, радио, ТВ, кино, Интернет).

Поскольку искусственно созданные СМК зависят от развития научно-технической базы, то область науки, которая изучает влияние таких СМК на поведение аудитории, возникла относительно недавно - в XIX веке.

✅ Наиболее характерные черты массовой информации:

✔ направленность на массовую аудиторию (общество, народ, слой, группу, регион, профессию и т.п.);

направленность на формирование единой позиции масс по социальным проблемам;

способность ориентировать массы в реализации социально-политических, экономических, культурно-духовных и других потребностей и интере­сов гражданского общества;

доступность: легкость восприятия и усвоения информации, удобные способы ее получения (на дом, на работу или службу и т.д.);

возможность интерактивного обмена информацией взаимодействующих сторон;

регулярность поступления.

И поскольку всякий раз мы неизбежно будем касаться термина пропаганда, давайте разберем ещё и это понятие.

Что такое пропаганда

Пропаганда

Термин «пропаганда» был введён католической церковью в 1622 году и произошёл от латинского слова «propaganda», означающего «вера, подлежащая распространению». Под «верой» может подразумеваться абсолютно любая информация, в правильности которой необходимо убедить массы. Не имеет значения научное ли это знание, система взглядов или идеология.

Термин «пропаганда» получил широкое распространение в XX веке, при его помощи описывали тактики и методы убеждения, которые использовались в ходе Первой мировой войны. Именно тогда возник один из ключевых вопросов в теории массовой коммуникации: какова степень эффективности воздействия на позиции и поведение аудитории? 

Чтобы было понятно развитие научной мысли в этой области, немного из истории вопроса.

Уолтер Липпман (1889-1974) — американский писатель, журналист, политический обозреватель, автор оригинальной концепции общественного мнения.


Первым этапом изучения этой проблемы принято считать 20-30 годы ХХ века. Исследователи того времени, такие как Уолтер Липпман, Гарольд Лассуэлл, Теодор Адорно, Хоркхаймер сделали вывод о почти безграничном влиянии массовой коммуникации на общественное мнение и поведение людей. Вот как раз тогда проводили исследования эффективности пропаганды, развернувшейся в период Первой мировой войны. Тогда аудиотория, массы воспринимались как пассивный элемент, одинаково восприимчивый к любой пропаганде в СМИ.  

Однако в дальнейших исследованиях в 40-60-е годы ученые выяснили, что задача по формированию нужного общественного мнения не такая простая, как казалось раньше. Конкретный объект, на которого направлена пропагандистская информация, не всегда одинаково на неё реагирует.

Лазарсфельд и Мертон предложили
теорию “минимального эффекта”, суть которой заключается в том, что уже не средства массовой коммуникации являются главным фактором, влияющим на широкую аудиторию. Информация из передач радио или печати зачастую попадает к «лидерам мнений» и уже от них - к менее активным группам населения. То есть, кампании в СМИ наиболее эффективно влияют на людей тогда, когда работают на усиление уже существующих установок. Это очень важный вывод, который следует запомнить! То есть задача становится двухступенчатой: сначала необходимо сформировать в общественном мнении определенные установки, а затем работать на их усиление.

Пол Лазарсфельд (1901-1976) — американский социолог; одним из первых начал изучать массмедиа как отдельное явление и привнёс математические методы в общественные науки.


70-е годы характерны поиском новых мощных и эффективных форм в массовой коммуникации. Произошло накопление всего опыта работы пропаганды.

Отсутствует какое-либо одно ведущее теоретическое направление. Интересно, что часть исследователей вернулись к представлениям о значительных возможностях воздействия массовой коммуникации. Если не безграничных, то очень значительных. И связано это, прежде всего, с широким распространением телевидения, а позже и интернета.

Целый ряд направлений обществознания сегодня утверждают, что медиа являются одним из важнейших элементов легитимации капиталистического общества.

В следующий раз мы поговорим о понятиях мифа и стереотипа, разберем их применение на конкретных примерах.

Всего доброго и будьте бдительны!

 

Комментариев нет